Яндекс.Метрика

Мухоршибирь

СЛОВО О РОДИНЕ
Калашников Исай Калистратвич 
(1931-1980 гг.)

Коренной сибиряк, родившийся в старином семейском селе Шралдай 9 августа 1931 года, Исай Калашников прошел "своеобразный" университе. Не закончив 5-ый класс (началась война), он стал работать в колхозе на моочнотовароной ферме, затем в тракторной бригаде, а чуть позднее был вальщиком леса на сплаве по реке Истанца, токарем в механических мастерских. Тяга к книгам, знаниям привела Исая Калашникова в литературу. В газете «Бурят-Монгольская правда» напечатали его первый рассказ «Сашка». С 1954 г. он - сотрудник газеты «Буряад-Монгольский комсомолец". Вечерами пишет новые рассказы и очерки, а заодно посещает вечернюю школу и заканчивает десятилетку. Обретя знания и опыт литературного труда. Исай Калашников упорно, лист за листом писал большое сочинение - роман "Последнее отступление". Напечатан роман в 1959 году журналом «Свет над Байкалом».

 

Это произведение о гражданской войне 1918-20 гг. в Забайкалье, а действующие лица книги - старообрядцы села Шаралгай (созвучие с родным писателю Шаралдаем). Роман имел большой успех у читателей. Бурятское книжное издательство тогда впервые вынуждено было в 1961 и 1962 годах повторно выпускать роман дважды подряд. Затем он написал повести «Подлесок» и "Через топи". Роман и две повести убедили читателей и критиков, что в бурятской литературе трудится самобытный, талантливый писатель. Его приняли в Союз писателей СССР. Исай Калашников обратил на себя внимание глубоким, достоверным изображением жизни забайкальских сельских жителей, а также ярким, по народному образным русским языком, свежим, благозвучным слогом. Этот дар у него — от соков родной, мухоршибирской земли. В 1963-65 гг. по направлению Союза писателей Бурятии Исай Калашников закончил Высшие литературные курсы в Москве. В 1965 г. 1V съезд писателей республик избрал его ответственным секретарём правления Союза писателей Бурятской АССР. На этом посту он служил 15 лет.

 

В 1970 году Исай Калашников завершил новый роман «Разрыв-трава». Это сочинение продолжает художественное описание быта, нравов и труда семейщины первой половины XX века. В романе прослежена жизнь деревни Тайшихи на протяжении 30 лет, когда ломали старые устои замкнутой, глухой семейщины. Сельские обычаи обновлялись под напором новых обстоятельств и перемен в России: единоличники объединялись в колхозы, пашни обрабатывали тракторами, хлеба убирали комбайнами, избы освещали электролампочки, семейские старообрядцы теперь по радио слушают каждый день Москву, Молодёжь учится в городах, обретает новые специальности агрономов, ветеринаров, зоотехника, механика. Словом, вся эта небывалая новина отображена в романе «Разрыв-трава». Роман этот заслужил всеобщее признание не только в Бурятии, в Москве его напечатали миллионным тиражом в «Роман-газете», затем многократно переиздавали, а Русский драмтеатр Улан-Удэ поставил на его основе спектакль. Исай Калашников получил республиканскую премию Бурятской АССР, в 1973 году ему присвоено почетное звание «народный писатель Бурятии».

 

Затем последовали несколько лет упорного труда по материалам средневековой Монголии XIII века: над созданием образа Чингисхана, осмыслением его деяний. Итогом явился большой роман-эпопея «Жестокий век". Книга сначала вышла в Москве: все признавали превосходнейшее, мастерское воплощение темы самобытным, талантливым писателем из Бурятии Исаем Калашниковым. Роман многократно переиздавался в Улан-Удэ, Улан-Баторе, Алма-Ате, снова в Москве, а ныне включён во «Всемирную библиотеку художественной литературы».

 

После исторического романа Исай Калашников вернулся в творчестве к современной тематике. Написал приключенческую повесть "Расследование" об охране природного заповедника у Байкала, по повести режиссер Арья Дашиев, наш земляк из Бичуры, снял на киностудии «Мосфильм» художественную картину «Крик тишины». И снова углубился И.К.Калашников в родную сгихию семейщины, в мир родной старообрядческой деревни середины XX века в романе «Не поле перейти», Это роман о военной и послевоенной поре в Забайкалье, о нелегкой крестьянской доле своих земляков, сверстников-мальчишек, о матерях и сестрах. Писатель и здесь утверждает непреложную истину: труд хлебороба вечен, как сама жизнь.

 

К сожалению, роман остался незавершенным, на 50-м году оборвалась жизнь И.К.Калашникова Прервалось такое самобытное, могучее творчество народного писателя. Последний роман, а также его рассказы и очерки в одной книге издало в 2000 г. Союз писателей Бурятии. Корни народного писателя Бурятии Исая Калашникова глубоко вросли в родную землю. Книги его по-прежнему любимы и читаемы нынешним поколением. В 2006 году 9 августа исполняется 80 лет со дня рождения Исая Клашникова. В Улан-Удэ живут вдова его Екатерина Викторовна, его дочери и внуки. На доме его укреплена памятная мраморная плита с надписью. Центральная городская библиотека Улан-Удэ названа его именем. На родине писателя в селе Шаралдай Мухоршибирского аймака в день его рождения, 9 августа, открывает двери для гостей Дом-музей И.К. Калашникова. Тут хранится драгоценное наследие писателя: рукописи, книги, много фотографий о жизни и творческом пути земляка. Заведующая музеем Е.С.Павлуцкая показывает гостям документальные фильмы и видеозаписи о встречах писателя с земляками, с товарищами-писателями, с читателями его сочинений. В Мухоршибири активно действует литературное объединение имени И.К. Калашникова, возглавляет его член Союза писателей России Надежда Карлова-Варфоломеева. Растут на земле народного писателя Бурятии новые таланты. И память о нём нетленна, вечна.


Олег Захаров
Все мы странники в этой жизни, и у каждого из нас своя судьба. А судьбу, говорят, не выбирают. Но чтобы иметь свою судьбу, человеку, наверное, необходимо осознать, кто он и для чего рожден на этот свет. И счастлив тот, кто, поняв это как можно раньше, станет жить своей судьбой, а мечта, родившаяся в юности, станет путеводной звездой на всю жизнь. Примером тому может служить творческая судьба Олега Демьяновича Захарова.

 

Родился он 6 июня 1945 года в уральском г. Магнитогорске, куда приехал служить его отец, уроженец с. Шаралдай Мухоршибирского района. От отца Олег унаследовал тягу к рисованию и любовь к природе. Нелегкими были те послевоенные годы. Смалых лет он начал помогать родителям. Вставал еще до зари и бежал ловить рыбу на р. Урал, чтобы хоть как-то помочь прокормиться семье. Способность к рисованию у Олега проявилась в детстве. Хорошую школу рисования он прошел еще до службы в армии у академика А.Н.Локшина.

 

У молодого человека был заметен дар художника и люди, встречавшиеся на его жизненном пути, помогали раскрыться его таланту. Это Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, учитель, академик В. Гончаров, которые помогли ему с поступлением и учебой в Московском народном университете им. Н.К.Крупской. Степлотой и уважением он вспоминает всех своих учителей и до сих пор хранит их письма. Сейчас Олег Захаров - член Союза художников Бурятии. До приезда в нашу республику он успел сделать выставки своих картин в Москве и Уфе. В 1992 г. его картины были выставлены в г. Улан- Удэ в музее им. Смпилова. Он стал первым мухоршибирцем, принятым в Союз народного творчества Бурятии. Неоднократно награжден Почетными грамотами и дипломами. А сколько декоративных оформительских работ и картин можно встретить в селах нашего района! Их можно увидеть во многих Домах культуры, библиотеках, школах и других учреждениях района. Есть его работы и в домах многих мухоршибирцев. Главные темы его картин - это пейзажи родной природы, нашего озера Байкал. Они так и называются: "Апрель", "На лесной опушке", "У ручья", "Сентябрь", "Байкал у Боярска", "Окраина Мухоршибири", "Речка Березянка","Краски осени", "Закат", "Хилок".

 

Глядя на его картины, проникаешься теплым чувством восторга и любви к родной природе. Картины у пейзажиста Захарова наполнены светлыми, яркими и волнующими красками. В них чувствуется широта и грусть души художника. Хочется обратить внимание на портретные работы О.Д. Захарова, отразившие человеческую страсть и юность. Когда знакомишься с портретами его кисти, то сразу видишь и чувствуешь, что написаны они от души, с любовью и вниманием к человеку. Свою 79-летнюю тетю художник написал свежо и радостно, полотно как будто пронизано светом и воздухом. Покойно лежат на подоле сарафана руки и лишь сеть морщин на лице говорит о прожитых нелегких годах. Сочно и ярко выписан портрет Тани Мурзиной, "Автопортрет", "Подружки", "О.А. Рюмина", "А.С. Пушкин". Удаются ему и натюрморты, в которых важно не просто изобразить предметы, а красиво и со смыслом составить из них композицию. Подтверждением тому служат "Сарана с овощами", "Осенние мотивы".

 

Учился Олег и скульптурному делу , надо сказать, неплохо, о чем можно судить не только с его слов, но и по статуэткам, которые есть у него в квартире. Скульптуре обучался у знаменитого Шабалдина М.Н. Но помимо этого Олег Захаров еще и художник-оформитель. О чем свидетельствуют его многочисленные оформительские работы.Тепло и восторженно отзываются о творчестве художника Захарова те, кто знаком с его работами в живописи, скульптуре и графике. Поклонники его таланта, земляки-шаралдайцы с готовностью показывают его работы, оставленные на память, где изображены родные и знакомые с детства места. Знают его и мухоршибирцы и все жители района как простого, добродушного человека с веселым нравом, с щедростью дарящего людям не только свои работы, но и теплоту своей души. И не случайно человеку столь известному и ординарному Н. Поломошнов посвятил свой стих "Художник".


Гунга Чимитов 
(родился в 1924г.)

Гунга Гомбоевич Чимитов (Гэдэбэй Гомбо) родился 15 ноября 1924 года в улусе Хошун-Узур Мухоршибирского района Бурятской АССР. С началом Великой Отечественной войны он, оставив учебу в средней школе, становится в ряды тружеников тыла. Работает в родном колхозе сначала учетчиком МТФ, заведующим ОТФ, после — бухгалтером. Осенью 1945 года Г. Чимитов поступает в театрально-музыкальное училище им. П. И. Чайковского в г. Улан-Удэ, после окончания которого был приглашен на работу в Комитет радиоинформации при Совете Министров Бурят-Монгольской АССР.

 

В годы учебы в училище Гунга Чимитов начинает увлекаться литературно-художественным творчеством. Пишет стихи, занимается переводом русской и зарубежной классики на родной язык. В 1951 году в его переводе Буркнигоиздатом была выпущена поэма С. Михалкова «В музее Ленина», а собственный сборник стихов «Дети моего колхоза» издан в 1955 году. В 1951 году по рекомендации Союза писателей Бурятии Г. Чимитов выехал на учебу в Литературный институт им. А. М. Горького, после успешного завершения которого (1956 г.) был направлен на работу в журнал «Байкал», где и продолжал трудиться. Заметным явлением в литературной жизни республики явился его сборник стихов «Просторный мой Тугнуй» (1958 г.). Разносторонен талант писателя. Многие сборники стихов посвящены детям. «Друзья Сэсэгхэна», «Хитрый заяц», «Два друга», «Мамин праздник», «Солнце», «Шум пшеничных колосьев», «Три тетради» и другие стали любимыми книжками малышей.

 

Гунга Чимитов известен читателям как талантливый переводчик на родной язык поэзии, прозы, драматургии русской, зарубежной и советской классики. Гунга Чимитов успешно работает в жанре басни. Им изданы сборники басен «Чудаки», «Достойный ответ», «Лягушка мечтает об океане». Многолетняя дружба связывает юбиляра с коллективом Бурятского Государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра драмы им. X. Намсараева. По заказу театра им переведены пьесы «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Ленушка» Л. Леонова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Васса Железнова» М. Горького, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова и другие, многие из которых успешно ставились на сценах городов и сел Бурятии, соседних областей, Монгольской Народной Республики и продолжает сценическую жизнь сегодня. Песни, написанные на стихи Г. Чимитова, известными бурятскими композиторами Б. Ямпиловым, Ж. Батуевым, А. Андреевым, Б. Цырендашиевым, Ю. Ирдынеевым, С. Манжигеевым, Н. Дамирановым и др., пользуются широкой популярностью, многие из них стали подлинно народными. Активную творческую деятельность Г. Г. Чимитов успешно сочетает с общественной работой.

 

Много сил и внимания он уделяет росту мастерства молодых талантов. Он многие годы возглавлял партийную организацию Союза писателей Бурятии, неоднократно избирался членом районного комитета партии, депутатом районного Совета народных депутатов, членом правления Союза писателей республики. За заслуги в развитии бурятской советской литературы Г. Г. Чимитов удостоен. почетного звания «Заслуженный работник культуры Бурятской АССР», награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета БурАССР. Гунга Чимитов заслужил высочайшие звания: Член Союза писателей СССР. Народный поэт Бурятии (1993). Заслуженный работник культуры России и Бурятии.


Мария Метелкина 
Творчество народного художника Бурятской АССР. Марии Яковлевны Метелкиной занимает в изобразительном искусстве республики свое четко определившееся место. Становление и развитие его тесно связано с поколением художников, пришедших в искусство в пятидесятые годы. И в этом ряду художников произведения Марии Яковлевны выделяются особой стилистикой, целостностью мировосприятия, покоряют своим жизнеутверждающим пафосом.

 


Родилась художница в селе Подлопатки Мухоршибирского района, в крестьянской семье. С ранних лет пристрастилась она к рисованию, и эту привязанность сумели поддержать ее учителя в школьные годы. Надолго отложились впечатления детских лет, связанные с родным селом, бурливым Хилком. сопками, некрытыми кустами багульника: все это не раз отзовется в ее картинах. По совету своего первого наставника, учителя Калсина. М. Метелкина в 1944 году поступила в Иркутское художественное училище. Па формирование ее живописного дарования наиболее сильное воздействие оказал один из интереснейших художников тогдашнего Иркутска А. П. Жибинов, своеобразнейший колорист. Не случайно, может быть, творческая зрелость художницы связана с поисками интенсивного звучания цвета, его особой яркой насыщенности.

 

Уже в ранних работах, написанных в пятидесятые годы, обнаруживаются черты, характерные для творческой индивидуальности молодого художника. Прежде всего, это очень органичная любовь к природе, проявляющаяся в ее конкретных, чувственно ощущаемых деталях. Мотив весны, пробуждения природы к жизни, ее постоянного обновления характерен для ее этюдов этого периода «Весна», «Весенние ручейки». Интерес Метелкиной к натюрморту, к изображению в картине предметов, которые поначалу рассматриваются ею как часть природы, характерен уже с ранних работ. Художница словно приближает к зрителю отдельные элементы окружающего мира, показывает их крупным планом, выявляет особенности фактуры и цвета, объема и светотени. Постепенно проявляется все большая свобода в передаче своего отношения к миру, в котором она живет и который наполняет ее мыслями и чувствами «Натюрморт с лимоном», «Натюрморт с омулем», «Минералы», «Десертный столик», «Омуль па рожне».

 

Один из натюрмортов назван «Золото Сибири» несколько копченых омулей с переливающейся, как драгоценность чешуей лежит на скатерти в белую с голубым полоску, которая как бы ассоциируется с волнами. Серия натюрмортов с изображением байкальского омуля, равно как и другими драгоценностями края кедровыми шишками, позами, таежной ягодой, деревенским караваем - воспринимается как ликующий восторг перед красотой родного края, как праздник жизни с ее щедрым богатством красок. «Возвращенная посылка» - натюрморт, в котором посредством вещей художница вспоминает о прошедшем и пережитом в годы войны. Примечательны в творчестве М. Метелкиной городские пейзажи, в которых автор отдает дань любви своему любимому Улан-Удэ  «Новая Зауда», «Зауда строится» и другие. Обращается художница к жанру портрета. Изображая знатных женщин-тружениц, Мария Яковлевна не отделяет их от естественного окружения, в котором они живут и работают.

 

С любовью выписывает она нарядные сарафаны семейских женщин, украшенные цветными лентами и рядами янтарных бус на груди, стены дома с нарядными наличниками и другими подробностями быта, столь знакомого с детства. Интересен по замыслу и композиции «Автопортрет», в котором художница своеобразно пытается определить собственное назначение, место и роль творчества в своей жизни. Плодотворно работает Мария Яковлевна над тематическими полотнами, стремясь в них к большим обобщенно-символическим образам. «Цветущая Бурятия» — картина, олицетворяющая любовь и уважение автора к земле, на которой она живет и трудится, к людям, с которыми она кровно и творчески связана, к культуре этого края. Заложенное в произведении эпическое начало сближает поиски художницы со многими работами художников Бурятии семидесятых годов. Характерна для национального искусства и тема спортивного праздника «Сурхарбан». Выполнена она декоративно-красочно, с некоторой условностью плоскостного решения пространства холмистой степи, в которой размещается круг людей в ярких одеждах, следящих за поединком борцов.

 

Натюрморты Метелкиной - это сложный жанр, вмещающий все многообразие жизни. Неудивительна органичная связь натюрмортов с пейзажем «Бамовские узоры». «Новая Зауда», «Забытая кукла», «Юбилейный натюрморт», с жанровой картиной «Семья чабана», «Лучница», с портретом «Сэсэг». С большой любовью художница пишет любимый Байкал «Вечерний Байкал» и др. 80-е годы в творчестве художницы отмечены новыми поисками в решении излюбленного жанра натюрморта, которому она посвятила долгую творческую жизнь. Желание запечатлеть и выразить красоту окружающего мира в предметах, сотворенных руками человека. желание, достойное таланта Марии Яковлевны Метелкиной. Но есть у художницы и более широкие замыслы создания эпических полотен, посвященных родному краю. Устремленность к заветным целям в искусстве ощущается почти в каждом произведении художницы, это и придает всему искусству М. Метелкиной особую целостность и органичность. М. Я. Метелкина участница зональных выставок «Советский Дальний Восток», всероссийских «Мы строим БАМ», «50 лет Комсомольску-на-Амуре», всесоюзной — «Современный натюрморт», выставок «Искусство Советской Бурятии» в Москве. Ленинграде, Ереване, Баку, Алма-Ате, в МНР, Индии. В 1982 1983 гг. персональные выставки прошли в г. Улан-Удэ, Иркутске, Северобайкальске. Нынешняя персональная выставка художницы — четвертая по счету.


Виктор Носков 
(1946 – 1997 г.г.)

Родился Виктор Матвеевич в 1946 году в селе Шаралдай. Работая комплектовщиком и сборщиком тракторов в РТС, окончил десять классов вечерней школы. До армии успел закончить Мало -Куналейское СПТУ. А после службы пришёл работать в редакцию районной газеты сначала литературным сотрудником , потом заведующим отделом писем. В 1977 году, еще до работы в редакции, он написал книгу «Макар Нелюбин хозяин собаки». За эту книгу Виктору Матвеевичу были присуждены премии журнала «Байкал» и Ленинского комсомола Бурятии.    В 1982 году В.М.Носков написал книгу «Заботы - хлопоты». Издана была она в 1989 г. в Москве в издательстве «Современник». В последующие годы наш земляк написал рассказы: «Перед дальней дорогой» , «Бабий праздник», «Стрелы Купидона» , « Упала поленница» , «Немтырь». Они публиковались в районной газете , в журнале «Байкал», в московских журналах «Радонеж» , «Жизнь национальностей» , газетах «Литературная Россия» , «Поле Куликово» и другие. Член Союза журналистов, член Союза писателей Виктор Матвеевич Носков, он поступил в 1994 году на двухгодичное высшие литературные курсы и закончил их. 5 июля 2005года исполнилось пять лет, как его нет.

 

Он был талантливый человек, самобытный писатель. Как бы предвидя близкую свою кончину в своем поэтическом завещании Виктор Матвеевич обращаясь к своим друзьям и ко всем кого знал, просил: Память о Викторе Матвеевиче Носкове навсегда останется в сердцах всех, кто с ним работал, кто знал его, кто читал его произведения.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ.
В 2000 году был подписан Мухоршибирской районной администрацией совместно с Отделом культуры договор с мэрией г. Дархан Монгольской Народной республикой по проведению Дней культуры Мухоршибирского района и по выезду творческих коллективов.


В июне 2001 года народный семейский фольклорный ансамбль «Калинка» Калиновского СДК (руководитель Баткова М.Т. заслуженный работник культуры Республики Бурятия) и народный фольклорный ансамбль «Жаргал» Галтайского СДК (руководитель Гончиков Б-М.Д, заслуженный работник культуры Республики Бурятия) показали концертную программу в нескольких аймаках МНР.


В сентябре 2001 года был ответный визит творческих коллективов из Монголии.


С 26 по 30 июля 2005 года Мухоршибирский район посетила делегация работников культуры Селенгинского аймака МНР по обмену опытом культурно-досуговой деятельности учреждений культуры.


Поддержка юных дарований
В марте 2003 года в г. Улан-Удэ проводился 4 межрегиональный конкурс музыкального творчества детей и юношества «Найдал-2003», где принимали участие ученица Мухоршибирской детской школы искусств Тужилкина Саша (класс фортепиано, преподаватель Раднаева З-Ц.) – стипендиат Министерства культуры Республики Бурятия «Юные дарования-2003».
В феврале 2005 года в Мухоршибирской детской школе искусств прошел 5 межрегиональный и I международный конкурс музыкального творчества детей и юношества, где принимали участие Бичурский, Тарбагатайский и Мухоршибирский районы. Победительницей стала Филатова Даша, ученица Саган-Нурской Детской школы искусств (класс баян, преподаватель Адов С.Н.)
В мае 2005 года поданы 4 заявки детскими школами искусств на стипендию Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия по поддержке юных дарований Мухоршибирского района.
Полученные гранты
По итогам конкурса на соискание гранта Министерства культуры Республики Бурятия в области поддержки и развития социально-культурной сферы сельской местности на 2005 год признаны победителями творческие проекты учреждений культуры - Клубная работа:

·    Эстрадный центр Тугнуйского Сельского Дома культуры. Автор проекта Л.В. Парфенова, директор ДК.

·    Сборник стихов Б-М.Д. Гончикова «Хубиин нэгэ узэсхэлэн» — отдел культуры. Автор проекта Ц.Л. Цыдыпова, заведующая РОМЦ.

По итогам конкурса на соискание гранта муниципального образования «Мухоршибирский район» на 2005 год признаны победителями следующие творческие проекты:

·    «Культура района в лицах» — РОМЦ. Автор проекта Т.В. Смолина, методист Отдела культуры.

·    «Солнечные лучики» — Тугнуйский СДК. Автор проекта Л.В. Парфенова, директор СДК.

·    «Барчанка» — Барской СДК. Автор проекта С.Ф. Пшеничникова, директор СДК.

·    «Души высокое стремление» — народный ансамбль песни и танца РДК.

·    Автор проекта В.В. Русанова, хормейстер ансамбля.

·    Эстрадно-театральная студия «Шанс» — Саган-Нурский ДК. Автор проекта Л. М Матвеева, директор ДК и О.Р. Родионова, художественный руководитель ДК.

·    «40 лет на радость зрителю» — народный театр РДК. Автор проекта О.А. Машанова, директор РДК.

·    «Детская фольклорная студия» — общественная организация татарский культурный центр. Автор проекта Л.В. Чулкова, директор Харашибирского ДК.

·    «В гостях у Терпсихоры» — РДК. Автор проекта О.А. Машанова, директор РДК.

·    «Ветераны ВОВ» — Нарсатуйскнй СДК. Автор проекта О.Н. Доржиева, директор СДК.

·    «Мы — 21 век» — Центральная районная библиотека. Автор проекта Л.С. Сайфутдинова, директор ЦРБ.

·    «Пусть всегда будет книга» — Шаралдайская сельская библиотека. Автор проекта М.С. Иванова, заведующая сельской библиотекой.

·    «Любовью к Родине дыша» — Ново-Заганская сельская библиотека. Автор О.Н. Симухина, заведующая сельской библиотекой.

·    «Создание экологического центра для молодежи при Тугнуйской сельской библиотеке» — Тугнуйская сельская библиотека. Автор проекта К.А. Янькова, заведующая сельской библиотекой.

                                                         http://www.minkultrb.ru/raion/mukhorshibirskii-raion/

 

 

Яндекс.Метрика
Проверить тиц и пр
Loading

2010-2013© frost852

Сделать бесплатный сайт с uCoz